Кадзуо Оно — легенда буто Кадзуо Оно продолжал выступать даже после того, как болезнь и старость разрушила его тело. Сольные выступления исполнителя танца буто нельзя назвать просто значительными или выразительными, преисполненные двусмысленности они преследуют, западают в память. Его образы были опознаваемы, душой его работы оставалась импровизация, в которой непринужденная жизнь мироздания в каждый момент. Его тело искривлялось, становилось уродливо-комическим, когда он исследовал ковыляющих женщин, хрупкие создания на качающихся каблуках и в скошенных париках. Кадзуо Оно родился в городе Хакодатэ (Хоккайдо) 27 октября 1906 года. Отец Оно основатель кооператива рыбаков, кстати, хорошо владевший русским языком, занимался ловом рыбы на протяжении всей Камчатки. Мать была замечательным кулинаром и специализировалась на европейской кухне, прекрасно музицировала на кото и органе и учила своих детей понимать музыку. В школе Кадзуо ходил в легкоатлетический клуб и всегда выступал на ведущих ролях. В 1926 году он поступил в Японский Спортивный Колледж в Токио, в котором в частности изучали гимнастические упражнения немецкого педагога Рудольфа Боуда. Кадзуо считался бедным студентом и школьный инспектор, чтобы порадовать парня, как-то взял его с собой в Императорский Театр на представление испанской танцовщицы Антонии Мерсе, известной как Архентина и Королева Кастаньет, артистки, прославившей испанскую хореографию. Кадзуо был обворожен танцем Архентины, и с этого дня жизнь его изменилась. После окончания колледжа Кадзуо работал учителем физкультуры в средней школе Канто Гакуин, частной христианской школе в Ёкохама (Кадзуо Оно всю жизнь был набожным баптистом). Танцевать он начал, когда перешел работать в другую христианскую женскую школу Сосин, так как в программу обучения входили танцы. Свои танцевальные уроки он получал у пионеров современного танца в Японии Баку Исии и Такая Эгути (который изучал «Neue Tanz» у самой Мэри Вигман, «величайшей артистки Германии»). В 1938 году Кадзуо был призван на фронт и провел на войне в Китае и Новой Гвинее почти девять лет. Возвратившись в Японию Оно возобновил занятия танцами и в возрасте 43 года он выступил с Мицуко Андо, другим учеником Такая Эгути. К этому времени относятся такие хореографические опыты Оно, как «Тоска от Города», «Туфли», «Шляпа» и «Добрый Бог» - представление, которое увидел Тацуми Хидзиката и, оказавшись буквально загипнотизированным, решил начать учиться танцу с Андо после переезда в Токио в 1952 году. Оно и Хидзиката познакомились через Андо между 1952 и 1954 годами. Первый сольный концерт Кадзуо Оно дал в 1949 году в Зале Канда Кёрицу в Токио, («Крик Дьявола», «Танго», «Первый Цветок Липы»). В течение года в Новой Гвинее Кадзуо находился в плену, куда его интернировали австралийцы, и военный опыт побудил его создать «Танец Медузы». При возвращении из Новой Гвинеи он видел медуз в море и людей, умиравших от голода и болезней, чьи трупы выбрасывали за борт. Тацуми Хидзиката пригласил Кадзуо Оно в свой коллектив оттачивать навыки «Анкоку Буто» (Танец Совершенной Темноты, танец, исследующий запрещенные темы). Союз Оно и Хидзиката, создавшего уникальную хореографическую коллекцию идей и движений, продлился до смерти последнего, с 1959 по 1986 год. Хидзиката ставил многие сольные концерты для Оно. Первый - «Дивин» по роману Жана Жене «Богоматерь цветов» об умирающем трансвестите-проститутке, которого после смерти причисляют к лику святых. Несмотря на тесное сотрудничество и то, что до конца жизни Хидзиката Оно являлся для него музой, они имели разный подход к танцу. Работа Хидзиката была сильной в эмоциональном плане, часто провокационной, Оно же напротив, работал лиричнее, нежнее. В 1977 году Оно выступает с сольным концертом, поставленным Хидзиката «Архентина Сё» (Восхищение Архентиной), награжденным премией балетных критиков и в 1980 году признанным как шедевр Буто. В 1980 году Кадзуо Оно пригласили участвовать на 14-ом Международном Фестивале в Нэнси (Франция). Совершив тур по городам Страсбург, Лондон, Штутгарт, Париж и Стокгольм, он везде завораживал публику своей уникальной работой и непревзойденным мастерством. Следующие двадцать лет Оно объездил с концертами всю Европу, Северную Америку и Южную Америку, Австралию и Азию. Он выступал в Гонконге, Корее, Сингапуре, Тайване, Индонезии, Франции, Испании, Дании, Польше, Канаде и Соединенных Штатах. Многие студенты из разных стран мира приезжали в Японию, чтобы учиться у него Буто. Часто на новую хореографическую историю Оно вдохновлял опыт путешествия. В 1983 году в Израиле он впервые исполнил «Мертвое море» со своим сыном Ёсито Оно. В том же направлении, характерном для Хидзиката, также работа Оно «Моя Мать». Несмотря на ухудшение здоровья, Оно оставался активным до конца жизни, он умер 1 июля 2010 года. Последнее международное выступление состоялось в Нью-Йорке для Японского Сообщества. Он представил Реквием, историческую ретроспективу 20 столетия. В Японии Кадзуо Оно в последний раз выступил в 2007 году, в возрасте 101 год он мог танцевать только руками или иногда сползал на четвереньки, чтобы общаться со своими почитателями, используя оставшиеся подвижными части тела, не это ли самая прекрасная метафора для Танца Совершенной Темноты. Элла Михайленко

Теги других блогов: танец буто Кадзуо Оно